Программа воспитательной работы МОУ «ВСОШ № 1»
I. Пояснительная записка к программе воспитательной работы
Специфика функционирования МОУ «ВСОШ № 1» диктует необходимость выбора системного и личностно-ориентированного подхода в воспитании как подростков, так и работающей молодежи школы. При этом воспитание понимается нами как содействие становлению личности, стремящейся к самосовершенствованию, профессиональному росту.
Социальный заказ на формирующуюся личность предполагает наличие в ней физического здоровья, нравственности, культуры и интеллекта. Эти составляющие станут базой к самоопределению и самореализации личности.
Воспитательная работа в школе направлена на то, чтобы подросток, молодой человек успешно развивался в доступных ему видах деятельности (учебной, трудовой, досуговой); в познании мира через средства массовой информации, Интернет, искусства, в общении со взрослыми и сверстниками.
Воспитательная работа школы реализуется через работу классных руководителей, которые ставят задачу обеспечивать физическое, интеллектуальное, культурное, нравственное развитие личности подростка, создают условия для развития его интеллектуальных, творческих способностей, самоопределения, самореализации и самореабилитации. Все это они осуществляют совместно с семьей и другими учителями, работающими в данном классе.
В школе обучаются подростки, работающая молодежь, взрослые сформировавшиеся люди. Трудные подростки как правило имеют печальный опыт второгодничества, отчисленные из дневных школ, состоящие на городском учете в комиссии по делам несовершеннолетних. Из 49 несовершеннолетних учащихся 8-11 классов на учете состоят 27 человек. С каждым годом растет число учащихся из малообеспеченных, неполных и неблагополучных семей, с девиантным поведением, отстающих в развитии, раннее обучавшихся в классах ЗПР или нигде не учившихся. Многие из них с хроническими заболеваниями, эмоционально неустойчивые, с завышенной самооценкой, агрессивны, склонны к противоправным действиям. Разный уровень их обученности, способностей, мотивации требует создания особых условий. Поэтому от учителя, классного руководителя требуется не только профессионализм и ответственное отношение к своему делу, но и умение проживать данный отрезок жизни вместе с подростками и ради них.
Необходимо дать подростку возможность повзрослеть, с наименьшими потерями для него и общества.
Цель воспитательной работы: создание условий для формирования всесторонне развитий личности, умеющей ориентироваться в современных условиях.
Задачи: 1. Создать условие для формирования и развития позитивного отношения к себе и окружающим: преодоление чувства ущербности и отчуждения, повышение тревожности и агрессии, формирование самоуважения и уверенности в себе, позитивного отношения к учебе и здоровью.
2. Обеспечить развитие познавательных интересов через создание положительной мотивации к учебе и положительную динамику учебной деятельности.
3. Разработать систему умений и навыков для успешной учебы и непрерывного образования в дальнейшем.
4. Обеспечить социально-психологической защиту личности каждого учащегося.
5. Создать психологически комфортные условия для учащихся.
6. Создать ситуацию успеха.
Критерии продуктивности воспитальной работы школы:
1. Снижение уровня социальной запущенности
- Формирование здорового образа жизни;
- Успешная учебная деятельность;
- Уровень владения учащимися и выпускниками социально значимыми умениями и навыками;
- Динамика снижения правонарушений.
- 2. Реализация жизненных целей и успешность жизнедеятельности выпускников:
- Формирование жизненных целей выпускника;
- Реализация планов продолжения образования, трудовой деятельности, личного роста;
- Создание представлений о ценности семьи и ее благополучий.
3. Уровень развития образовательно-воспитательного пространства школы
- Вовлеченность в совместные виды деятельности;
- Взаимодействие семьи и школы;
- Развитие культурологической комиссии школы и ее учащихся
4. Портрет выпускника вечерней школы XXI века.
12 класс
- Имеет хорошую профессию и образование, позволяющее развивать в дальнейшем
- Ориентируется на рынке труда, может при необходимости переквалифицироваться на специальность, имеющую спрос в обществе.
- Мыслит самостоятельно и реально оценивает все последствия принятых им решений
- Нацелен на успех и приобретение новых знаний
- Старается быть достойным гражданином демократичного общества.
9 класс
- Имеет положительное отношение к учебе
- Стремится продолжить обучение
- Ориентирован на успех в трудовой деятельности
- Умеет выстраивать отношения со взрослыми
Воспитательные программы:
В школе создана воспитательная система гуманистического типа. Воспитательная функция школы – помочь ученику осознать себя человеком, пробудить в нем чувство собственного достоинства, веру в себе, ответственность за свою жизнь и поступки.
Содержание воспитания нацелено на формирование таких личностных качеств, как самореализация в семье, на работе и в общественной жизни.
Задача: ознакомить подростков с нравственными и моральными нормами и правилами поведения в обществе; выработать правила поведения в школе, на уроке, в общении с подростками и взрослыми
Задача: провести ознакомление с правовыми нормами общества и наказанием за их нарушение; активизировать разъяснительную работу среди учащихся и родителей по вопросам правопорядка.
Задача: воспитать негативное отношение к вредным привычкам; сформировать положительное отношению к здоровому образу жизни.
Задача: воспитать гражданскую ответственность; уважение к истории и культуре свой страны, любви к Родине, к окружающей среде, сформировать чувства интернациональной общности и толерантного отношения к окружающему миру.
Задача: разъяснить признание ценности семьи, собственной значимости для семьи, сформировать систему семейных ценностей, сформировать разумное отношение к любви и дружбе, семейной жизни
- Подросток в трудной жизненной ситуации
Задача: выработать систему помощи подростку попавшему в трудную жизненную ситуацию, организовать помощь в преодолении конфликтов со сверстниками, с близкими и окружающими в целом.
Компоненты воспитательной работы
Урок
- Использование воспитательного потенциала, учебного материала, использование различных методов, технологий обучения, содержащих воспитательный компонент;
- Проведение межпредметных уроков
Внеклассная работа
- Экскурсии, лекции, беседы
Общение
- Создание ситуации успеха;
- Создание бесконфликтной творческой атмосферы в школе
- Педагогическая поддержка подростка при решении им индивидуальных проблем
Семья
- · Повышение психолого-педагогической грамотности родителей, консультации социального педагога
- Участие родителей в организации учебно-воспитательного процесса: оборудование кабинетов, организация внеклассных мероприятий, совета школы
Социум
- Профориентационная работа с учащимися, участие в ярмарке учебных мест
- Проведение совместных мероприятий с другими социальными структурами города (центр занятости, центр планирования семьи)
Личностные качества педагога вечерней школы:
Умение:
- понимать
- принимать
- помогать
- сострадать
- уважать
Это позволяет учителю поставить себя на место ученика, адекватно представлять себе его состояние, потребности, возможности, перспективу
Миссия школы
Школа – это общий дом, в котором каждый ученик и учитель открывает свои способности, обретает друзей.
Заповеди воспитания
- Не навреди
- Имей хорошее настроение и спокойствие при движении к намеченной цели
- Определи, чего ты хочешь от ученика, узнай его мнение на этот счет
- Учитывай уровень развития ученика
- Предоставь ему самостоятельность
- Создай ему условия для осознания своей деятельности
- Не упусти момент его первого успеха
-
Управление воспитательным процессом
Административное
- Директор – координация воспитательного процесса
- Зам.директора по УВР, соц.педагог – обеспечение оперативного управления, реализация основных управленческих функций, анализ, планирование
Общественное
- Педсовет
- Совещания
- ШМО
- Родительский комитет
- Совет школы
Циклограмма воспитательной работы
Месяц | Мероприятие | Ответственный | Подведение итогов |
Сентябрь | 1. Проведение единых классных часов по ознакомлению с режимом работы школы и Уставом ОУ; 2. Индивидуальная работа с родителями; 3. Составление социальной карты класса; 4. Оформление кабинетов, подготовка «Уголка класса»; 5. Оформление личных дел учащихся. | Кл. руководители Кл. руководители Кл. руководители, соц.педагог Кл. руководители, директор школы Кл. руководители, директор школы | Соц.педагог Соц.педагог |
Октябрь | 1. Проведение родительских собраний учащихся 8-10 классов; 2. Составление программы и плана работы с классом; 3. Контроль за работой кл. руководителя по составлению контингента учащихся ВСОШ; 4.Поздравление ветеранов педагогического труда; 5. Консультирование родителей по семейным и учебным проблемам; 6. Индивидуальные беседы с учащимися с целью предупреждения противоправных действий; 7. Составление списков учащихся внутриклассных и внутришкольного контроля, постановка на внутришкольный учет. | Кл. руководители Кл. руководители Администрация Кл. руководители Кл. руководители Кл. руководители Кл. руководители | Методобъединение кл.руководителей (определение тем) Планерка Планерка МО, совет профилактики Планерка, совет профилактики |
Ноябрь | 1. Контроль за работой классных руководителей по сохранению контингента учащихся; 2. Проведение акции «Уют»; 3. Проведение беседы с учащимися о здоровом образе жизни (Центр планирования семьи); 4. Консультирование родителей по индивидуальным вопросам; 5. Сбор информации о внеурочной занятости учащихся; 6. Посещение семей учащихся совместно с социальным педагогом и инспекторами ОДН; | Администрация Кл. руководители Кл. руководители Кл. руководители Кл. руководители Кл. руководители | Планерка Планерка |
Декабрь | 1. Контроль кл. руководителя за посещаемостью учащихся; 2. Подготовка к проведению новогоднего праздника; 3. Беседа с учащимися о правилах поведениях в общественных местах; 4. Организация родительского всеобуча; 5. Корректировка списков внутришкольного и внутриклассного контролей. 6. Подготовка и проведение праздника посвященного Новому году | Кл. руководители Кл. руководители Кл. руководители Кл. руководители Кл. руководители Администрация школы, классные руководители | Планерка Планерка Планерка Планерка Планерка |
Январь | 1. Беседа с учащимися о недопустимости пропуска учебных консультаций; 2. Консультирование родителей по индивидуальным вопросам; 3. Проведение беседы с учащимися 9 классов по профилактике здорового образа жизни; 4. Посещение культурно-массовых мероприятий. | Кл. руководители Кл. руководители Кл. руководители Кл. руководители | Планерка Планерка |
Февраль | 1. Проведение родительских собраний учащихся 8-10 классов по итогам I полугодия; 2. Проведение просветительской работы «Алкогольная, табако и наркозависимость»; 3. Подготовка и проведение праздника посвященного Дню защитника Отечества; 4. Проведение индивидуальных с учащимися, направленных на профилактику противоправных действий; 5. Посещение семей совместно с социальным педагогом и инспекторами ОДН. | Кл. руководители Кл. руководители Кл. руководители Кл. руководители Кл. руководители | МО кл. руководителей МО кл. руководителей Планерка Планерка МО |
Март | 1. Беседа с учащимися по профилактике травматизма и соблюдению ТБ; 2. Подготовка и проведение праздника 8 Марта; 3. Беседа с учащимися по вопросам профориентации; 4. Проведение диагностики для профориентирования; Методика определения типа будущей профессии; 5. Оформление стенда «Куда пойти учиться?» | Кл. руководители Кл. руководители Кл. руководители Кл. руководители Кл. руководители | Планерка МО кл. руководителей Планерка МО кл. руководителей МО кл. руководителей |
Апрель | 1. Участие в ярмарке учебных мест; 2. Профориентация учащихся 9,12 классов; 3. Проведение классных родительских собраний; 4. Подготовка к празднику День Победы; 5. Трудовой десант по уборке территории; 6. Консультирование родителей; 7. Обсуждение плана работы с классом на следующий год. | Кл. руководители Кл. руководители Кл. руководители Кл. руководители Кл. руководители Кл. руководители Кл. руководители | Планерка Планерка МО кл. руководителей Планерка Планерка Планерка МО кл. руководителей |
Май | 1. Связь классных руководителей с предприятиями и учреждениями города; 2. Участие в шествии, посвященном Дню Победы; 3. Консультирование родителей по вопросам семьи и школы; 4. Отчет классных руководителей по работе с классом; 5. Организация летней занятости учащихся; | Кл. руководители Кл. руководители Кл. руководители Администрация Кл. руководители | Педсовет Планерка Планерка МО кл. руководителей МО кл. руководителей |